ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.
«Оқушылар ұйі» Коммуналдық Мемлекеттік Қазыналық кәсіпорыны
Коммунальное Государственное Казенное Предприятие «Дом школьников»
Методические рекомендации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.
Разработал:
Зам. директора по УВР
Филиппская О.Д.
г. Риддер
2013
АННОТАЦИЯ
Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориен¬тироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это способ организации процесса познания
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Данные материалы содержат подробную информацию для педагогов, внедряющих метод проектов в программу образовательной деятельности учащихся.
Необходимо помнить, что данная схема является не единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов, доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Этапы проектной деятельности Характеристика этапов проектной деятельности
Организационно-подготовительный Актуализация проблемы
Выбор темы исследования
Обоснование выбора
Поисково-исследовательсий определение цели и задачи проекта
выработка гипотезы
выбор методов исследования
планирование проектной деятельности
сбор и изучение информации
Технологический составление конструкторской и технологической документации
практическая реализация проекта, подбор необходимых ма¬териалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и меющимися ресурсами;
соблюдение технологической дисциплины
текущий контроль качества
Заключительный оценка качества реализации проекта
анализ результатов выполнения темы проекта • изучение возможностей использования результатов проектной деятельности реального спроса на рынке товаров, учас¬тие в конкурсах и выставках проектов.
подготовка отчета
защита проекта
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Организационно-подготовительный этап
Начало любого исследования – это определение проблемы, направления будущего исследования, выбор темы проекта.
1. Тематика проек¬тов может быть предложена самими учащимися, которые, естественно, ориен¬тируются при этом на собственные интересы не только чисто познава¬тельные, но и творческие, прикладные. Роль педагога здесь - помочь учащимся осознать на¬сущные нужды и потребности школы, семьи, свои собственные, сфор¬мировать их в виде проблем и предложений по их решению.
2. Если же ученику трудно определится с темой, педагог предла¬гает воспользоваться «банком проектов», где представлены возможные задания по различным сферам деятельности. Желательно, чтобы по каждому из разделов «Банка» был оформлен альбом примерных проектов с рисунками, чертежами, схемами, словесным описанием. Можно предложить ис¬точники: журналы, каталоги, книги и т. д.
3. Либо педагог сам определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных инте¬ресов, и с помощью наводящий вопросов выводит ученика к выбору темы проекта.
Выбранные темы проектов должны соответствовать перечислен¬ным ниже требованиям:
• учет возможностей и интересов учащихся;
• комплексное отражение изученных вопросов и практических ра¬бот, творческая направленность;
• соответствие уровню подготовки, индивидуальным, возрастным и
физиологическим возможностям;
• общественная и личная значимость;
• учет возможностей материально-технических ресурсов;
• обеспечение безопасных условий труда.
Выбирая тему проекта, учащиеся выполняют его обоснование: указывают причину выбора, потребность, назначение, область приме-нения, степень значимости.
Поисково-исследовательский этап:
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
1.После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.
Цель «Изучить…» Что я хочу исследовать?
Задачи. Для чего я хочу провести исследование?
«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»..
Задачи: изучить литературу о жизни; выявить, чем питаются; установить места проживания ; выяснить; рассмотреть; определить…
2.Выработка гипотезы. Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.
(гипотеза – формулировка возможных способов решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования)
3. Планирование учащимися своей работы.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод – способ, приём познания явлений окружающего мира:
Подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
После определения методов:
- определим критерии, которым должно соответст¬вовать проектируемое изделие;
- исследуем варианты конструкции объекта труда (модели, изделия, поделки) на основе требований дизай¬на, экономической оценки;
- выбор и проработка наиболее оптимального варианта
конструкции и технологии изготовления изделия…
Составляем план работы над проектом.
4. Сбор и обработка информации
Структурировать полученный материал.
Технологический этап
На этом этапе учащиеся выполняют трудовые операции, предус-мотренные технологическим процессом, самостоятельно корректируя свою деятельность. Данный этап должен занимать не менее 1/3 време¬ни, отводимого на выполнение всего проекта.
Этот этап является центральным, основополагающим, систематизирующим, связанным с продуктивной деятельностью, ре¬зультатом которой является объект проектной деятельности, например — исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).
Заключительный этап
Заключительный этап включает подготовку отчета и презентацию ра-боты, ее оценку исполнителем, другими учащимися и педагогами. На данном этапе осуществляется окончательный контроль изго¬товленного изделия. В случае получения отрицательных результатов учащиеся дорабатывают свое изделие.
Для защиты проекта учащиеся представляют готовые изделия и всю документацию на них.
Защита проводится в виде доклада перед группой учащихся и педагогами с ответами на возникшие вопросы.
Результаты выполненных проектов должны быть оформлены для презентации в виде: альбома, видеофильма, компьютерной презентации, газеты, доклада и т. д.
Оценка работ
Учитель просит дать самооценку работы. Для облегчения этой за-дачи можно предложить ответить на следующие вопросы:
1. Рационально ли использовалось время при работе над проектом ?
2. Плюсы и минусы проекта?
3. Какие изменения Вы внесли бы в проект, если бы работа выполня¬лась заново и почему?
4. Легко ли преодолевались возникающие проблемы?
Как близкие и окружающие Вас люди отнеслись к Вашему проекту?
Положительное влияние оценки
Оценка — это способ общения учителя и ученика, а также способ влияния на ученика. Основной вопрос, который должен задать себе каж¬дый учитель: «Как мои комментарии и оценки помогают процессу обу¬чения ребенка?». Эффективной оценка становится только тогда, когда учащийся знает, почему он получил именно эту оценку и что необходи¬мо сделать, чтобы улучшить ее.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ:
1) текст проекта должен быть отпечатан на компьютере и содержать:
Титульный лист;
Содержание;
Абстракт (аннотацию) на казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написан научный проект), а также на английском языке;
Введение;
Исследовательскую часть;
Заключение;
Приложения
Список использованной литературы;
2) на титульном листе указываются:
полное название организации, где выполнена работа, город, школа;
направление, на которому подготовлена работа, секция;
название работы;
фамилия, имя автора (соавтора), класс;
фамилия, имя, отчество руководителя;
город (где проводится соревнование), год.
3) абстракт (аннотация) (не более 250 слов) должен отражать краткое содержание проекта, включая:
цель исследования;
гипотезу;
этапы, процедуру исследования;
методику эксперимента;
новизну исследования и степень самостоятельности;
результаты работы и выводы;
области практического использования результатов.
4) во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель(задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;
5) исследовательская часть работы (не более 20 страниц) может состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:
• аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
• описание методов решения поставленной задачи;
• результаты работы и их обсуждение;
• иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки и т.п.);
ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;
6) заключение (не более 1 страницы) содержит основные (1-5) результаты работы и сделанные на их основании выводы (1-2), рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;
7) использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:
фамилия и инициалы автора,
название статьи и журнала (для журнальных статей),
название журнала, книги,
место издания и издательство (для книг),
год издания, номер выпуска, страницы.
8) Приложение (презентации, фотографии, схемы, анкеты и т.д)
9) каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;
Объем работы в начальной школе не должен превышать 5-7 листов 14 шрифта (интервал верхнее, нижнее поле 2см, переплет 3см, левый край 1,5см.) Регламент выступления 7-10 минут.