«Приключение гнома-эконома» - Сценарии Дома школьников - Каталог статей - Дом школьников города Риддера
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Воскресенье, 04.12.2016, 20:15
Меню сайта
Категории раздела
Информация о кружках [5]
Мероприятия [40]
Методический Вестник [7]
Сценарии Дома школьников [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Сценарии Дома школьников

«Приключение гнома-эконома»
«Приключение гнома-эконома»

Феклистова И.А.

Цель:
- Знакомство детей с основными источниками доходов в семье и основными направлениями семейных расходов;
- формирование экономического кругозора, расширение представления об истории, функциях и видах денег;
- формирование отношения детей к деньгам и потребностям других членов семьи;
- воспитание организованности, бережливости, чувство взаимопонимания, взаимоуважения в семье.
Оборудование: карточки с кроссвордами, ребусами, заданиями, зеленые и красные карточки, листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, презентация.
ТСО: медиапроектор
Ход мероприятия:
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья!
У всех вместе и у каждого из нас в отдельности есть свое представление о деньгах. Даже при их отсутствии. Деньги – важнейшая составляющая жизни современного человека, проще говоря – ключи от нее. Об их огромном значении говорит и тот факт, что деньги награждают разными эпитетами. Такими как, зеленые, бешеные, честные, чистые, грязные, законные. Деньги работают, улетают со свистом, жгут карманы, убегают, прилипают к рукам. С ними можно и невозможно расстаться.Основное требование, предъявленное к деньгам,– возможность получения в обозримом будущем товаров и услуг на указанную на банкноте сумму.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Как вы думаете, кто это? (показывает перчаточную игрушку гнома). Это не просто гном, а гном - эконом и он хочет задать вам несколько вопросов:
- Для чего людям нужны деньги? (дети перечисляют известные им функции денег).
– Для чего используются деньги? (как средства платежа за товары или услуги).
– Можно ли с помощью денег сравнивать стоимость товаров или услуг? (велосипед дешевле, чем мотоцикл; мотоцикл дешевле, чем автомобиль).
– Могут ли деньги выступать, как средство накопления богатства? (приобретение дорогих вещей: холодильника, телевизора, дома, автомобиля, произведения искусства, вклады в банк и др.).
Рассказ гнома – эконома об истории денег:
ГНОМ: Ребята, а вы знаете, что давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины. У них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Те, у кого было много овец, меняли их на одежду. Охотники меняли мясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар. Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки, то животные (например, коровы). На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами. Гораздо позже в качестве товарных денег стали использовать металл в слитках, а потом перешли к чеканке монет из драгоценных металлов.
Сообщения о происхождении слов, которые обозначают название денег.
- Что означает слово “монета”? Это имя (а точнее прозвище) древнеримской богини Юноны Моneta – по латыни “советчица”. Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени “хозяйки” храма они стали называться монетами.
- А слово “деньги” (в древнерусском языке употреблялось и единственное число – деньга) известно у нас с конца XIV в. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.
ВЕДУЩИЙ В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты, куны.
Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны.
Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. От слова “рубить” (древнее – рубь – край, грань) и произошло название.
При Иване Грозном в XYI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их “копейными деньгами” или копейками. А сейчас мы с вами будем выполнять задания гнома – эконома:
ГНОМ: Задание: Расположить по степени возрастания старинные деньги.
(Командам раздаются карточки с названиями старинных денег.)
Ответ: копейка, алтын, гривенник, пятиалтынный, двугривенный, рубль.
(1 копейка, 3 копейки, 10 копеек, 15 копеек, 20 копеек, 1 рубль.)
ВЕДУЩИЙ: Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, пеня, марка и т.д.
Турнир вопросов.
1. Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)
2. Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
3. Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)
4. Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)
5. Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)
6. Что такое “евро”? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)
Задание “По странам и континентам”.
Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту.
Иена – Япония; Доллар – США, Канада и другие страны; Евро – европейские деньги; Фунт – Великобритания, Египет, Турция и другие страны; рубль – Россия; Тенге – Казахстан.
Задание “Ребусы”.
1. Рынок.

2. Товар

Беседа педагога с детьми.
Выяснить с детьми, откуда в семье берутся деньги. Уточнить, что большая часть семейных денег получена в виде заработной платы за труд. Члены семьи, которые по состоянию здоровья и возрасту не могут трудиться, получают пенсию. Студентам платят стипендию, чтобы они могли учиться. На содержание маленьких детей государство выдает семье пособие.Обратить внимание детей на помощь, которую оказывает государство семье. Разъяснить детям, что все денежные поступления в семью называют доходами. Доход могут приносить фрукты и овощи, выращенные на садовом или приусадебном участке для продажи; сдача во временное пользование комнат или других помещений; проценты от вкладов, положенные в сберегательные банки и др.

ГНОМ: Кто какой доход приносит в семью? Соедините стрелками:
Дедушка
Бабушка зарплата
Папа пенсия
Мама стипендия
Маленькая сестра пособие на маленького ребенка
Старший брат (студент)
Подчеркнуть, что общий семейный доход надо знать, чтобы не тратить денег больше, чем получаешь (т.е. не брать денег в долг). Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Есть и еще очень важная часть семейных расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.
ГНОМ : предлагает детям рассмотреть несколько ситуаций, связанных с расходами семьи:
1. Летом сын едет к бабушке в деревню. Здесь не обойтись без транспортных расходов. Надо купить билет (запланированные расходы).
2. На папиной куртке появилось пятно. Куртку надо нести в химчистку. За чистку надо заплатить деньги (незапланированные расходы).
3. Друзья пригласили сестру на день рождения. Надо купить подарок. Для этого нужны деньги (незапланированные расходы).
4. При взгляде в зеркало мама замечает, что без стрижки не обойтись. В парикмахерской за стрижку придется платить деньги (незапланированные расходы).
Уточнить, что семейные расходы – это деньги, которые тратит семья для приобретения товаров и услуг.
Игра “Сигнальщики”
Предложить детям поднять зеленую карточку, когда будет называться статья дохода семьи, и красную карточку, когда будет называться статья расходов.
1. Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.
2. Оплата коммунальных платежей.
3. Поездка в больницу к врачу.
4. Зарплата папы.
5. Выигрыш в лотерею
6. Проценты по сберегательным вкладам.
7. Покупка костюма для мамы
8. Покупка новой книги.
9. Продажа картофеля со своего огорода.
10. Поездка на пикник.
11. Премия маме за хорошую работу.
12. Посещения бассейна.
13. Детское пособие.
14. Покупка продуктов питания.
15. Поход в кинотеатр.
16. Оформление подписки.
17. Получение наследства.
Эта игра помогает закрепить знания терминов “доходы” и “расходы”. Рассуждая, дети делают вывод, что доход и расход семьи – это бюджет. Основой экономической жизни семьи является ее бюджет. Гном предлагает детям рассказать, из чего складывается доход его семьи. Педагог поясняет детям, что бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов семьи на определенный промежуток времени (месяц, год). Желательно составлять бюджет так, чтобы часть семейных доходов оставалась в резерве. Ведь всегда может возникнуть неожиданная проблема с починкой телевизора, холодильника или автомобиля. Резерв денег в семье необходим и для незапланированного ранее лечения, покупке лекарств. Резерв денег может быть использован и для летнего отдыха всей семьей, для туристических походов, для покупки дорогостоящих вещей и т. д. Резерв расходуется при острой необходимости.
ВЕДУЩИЙ. Дети вместе с гномом - экономом вспоминают басню И. А. Крылова “Стрекоза и муравей” и решают, нужны ли запасы, резервы для нормальной жизни.
Давайте отгадаем кроссворд.
По горизонтали
1. Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу.
2. Денежное пособие, получаемое человеком от государства при потери трудоспособности.
3. Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.
По вертикали
4. Сумма денег, которую тратит семья.
5. Денежная помощь, оказываемая семье государством.
6. Денежное пособие, выдаваемое студентам.
7. Металлические или бумажные знаки, используемые при купле – продаже.

ГНОМ: Необходимо выбрать из предложенного перечня и соединить стрелками со словом “деньги” то, что можно на них приобрести. Дети объясняют свой выбор.
Пища здоровье безопасность развлечение одежда деньги
образование воздух услуги товары дружба удача

Игра «исключи лишнее слово, докажи!»
Детям предлагаются карточки, на которых написаны слова:
1. Заработная плата, покупка книг, плата за обучение, приобретение проездного билета.
2. Премия, выигрыш по лотерейному билету, плата за квартиру, пенсия.
3. Посещение цирка, покупка подарка другу, оплата больничного листа, покупка лотерейного билета.
4. Посещение театра, заработная плата, отпускные за летние месяцы, стипендия брата.
ВЕДУЩИЙ: Предлагаю провести блиц – опрос
Вопросы:
1. Какая статья семейного бюджета требует наибольшего количества денег? (продукты питания).
2. На какой статье расходов может сэкономить ребенок своим участием и помощью? (покупка одежды, работа на приусадебном участке).
3. Умеете ли вы обращаться с деньгами?
4. Где вы берете деньги на подарки близких и друзей?
ВЕДУЩИЙ: Некоторые люди думают, что счастье – это много иметь денег. Но деньги - это только средство, чтобы купить какие – нибудь вещи. За деньги счастье не купишь, не купишь и друзей.
Категория: Сценарии Дома школьников | Добавил: Sony (27.11.2012)
Просмотров: 1876 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт
  • Polonizacja
  • Сценарии
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016
    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Рейтинг@Mail.ru