ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАБОТЕ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ. - Методический Вестник - Каталог статей - Дом школьников города Риддера
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Воскресенье, 04.12.2016, 20:15
Меню сайта
Категории раздела
Информация о кружках [5]
Мероприятия [40]
Методический Вестник [7]
Сценарии Дома школьников [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический Вестник

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАБОТЕ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ.
«Оқушылар ұйі» Коммуналдық Мемлекеттік Қазыналық кәсіпорыны Коммунальное Государственное Казенное Предприятие «Дом школьников» Методические рекомендации. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАБОТЕ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ. Разработал: Зам. директора по УВР Филиппская О.Д. г. Риддер 2013 Аннотация Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. В настоящее время в педагогической литературе представлено достаточно много рекомендаций по составлению личного плана по самообразованию. Вместе с тем на практике педагоги испытывают серьёзные затруднения при его разработке и оформлении. Данные материалы могут быть полезными педагогам в планировании самообразовательной деятельности по индивидуальным методическим темам Организация деятельности педагога дополнительного образования по работе над индивидуальной темой самообразования. Деятельность педагога по работе над проблемной темой планируется поэтапно. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет. Основные этапы работы по теме: I. Диагностический этап (1-й год работы над темой) II. Теоретический этап ( 1 год) III. Практический этап (2-3 год работы) IV. Обобщающий этап (4 год) V. Внедренческий этап (в течение дальнейшей пед. деятельности) I этап . ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП. Выбор темы исследования Непосредственно процесс самообразования начинается с выбора индивидуальной темы каждым педагогом, с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Тема каждого педагога должна быть связана с темой, над которой работает весь педагогический коллектив. Для начала вы должны определить свои профессиональные потребности, задать себе вопрос: Чему хочу научиться, что узнать? Чего хочу достичь? Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной, и решение которой могло бы помочь в дальнейшей педагогической работе дать устойчивые положительные результаты. Формулировка Вашей темы исследования должна обязательно содержать проблему и указывать на конкретные действия (деятельность) в области исследования. Не рекомендуется формулировать тему в виде назывного предложения. Например: «Проблемное обучение». Возникает вопрос: «А зачем это нужно? Что будет исследователь конкретно изучать?», т.е. круг вопросов, подлежащих рассмотрению, может быть очень широк и неконкретен. Название темы должно содержать изучаемый процесс (выявление, установление, подготовка, организация и т.д.), предмет исследования (познавательные способности, умение что-то сделать, личностные качества…) и условия (в процессе изучения чего-либо, в игровой деятельности, на занятиях…) Сформулировать тему можно по схемам: • ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО • ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО • Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитание, становления..) ЧЕГО-ТО Например: Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей в условиях клуба Обоснование актуальности выбранной темы. Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания ребенка. Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы. При обосновании социальной актуальности можно сослаться на правительственные, нормативные документы, что позволит Вам более уверено говорить о значимости темы. Вы должны проанализировать, что наработано в философской, психологической, педагогической, методической и др. литературе, что Вас устраивает, и что не удовлетворяет сегодняшним условиям; что не удается на практике, даже если есть теоретическое решение проблемы. Таким образом, Вы выявите противоречие между должным и сущим, т.е. между тем, что надо и тем, что есть. Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить: а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы - противоречие между должным и сущим. Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников. Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия. Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук. Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – это то, что необходимо получить или показать в результате работы ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе. Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом. Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников»: ключевое словосочетание - «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой. Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его. Попытаемся изобразить это в виде схемы. Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1,2,3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д. Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то предметом может служить: • процесс вооружения учащихся этим содержанием; • условия, необходимые для эффективного усвоения содержания; • организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д. Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой. После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности. ГИПОТЕЗА - это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса. Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения). Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4).Что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение. Схема формулирование задач Содержание деятельности Частичный предмет деятельности Изучить, разработать, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, доказать, апробировать… Условия, подходы, роль, значение, место, средства, целесообразность, приемы, рекомендации… Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования. II ЭТАП. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. Формируется список литературы, тезисы прочитанных статей, словарь, описываются методы и приемы разных авторов по теме, составляются измерители для диагностики воспитанников, оцениваются условия, необходимые для проведения исследования.) Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: • телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); • материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; • платные курсы; • семинары и конференции; • мастер-классы; • посещения занятий коллег; • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; • курсы повышения квалификации; III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ. (формирование собственного опыта по этой теме) Разработка программно-методического обеспечения. Проведение диагностики воспитанников по теме: тесты, анкеты и т.д. Внедрение в практику новых методов, техник, приемов и т.д. Разработка и систематизация дидактических материалов, апробация их на практике. Повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, мастер-классы, дни педагогического мастерства, «круглые столы», и т.д.) Корректировка работы. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. IV ЭТАП. ОБОБЩАЮЩИЙ. (происходит обобщение проделанной работы, обработка экспериментальных данных. Соотнесение результатов исследования с поставленными целями, на основе анализа теоретических основ по теме и собственных наработок делаются выводы, описываются методики, создаются авторские программы, сборники конспектов занятий, пособий и т.п. • творческий отчет; • открытые уроки и мероприятия; • выпуск методических сборников, методических рекомендаций и т.д.). • анализ над научно-методической темой, (участие в педсоветах, конференциях, методсоветах…) • Публикация статьи по теме; • участие в тематических выставках; • Подведение итогов. • Оформление результатов работы по теме. V ЭТАП. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ. (Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение в ходе дальнейшей педагогической деятельности) РЕЗУЛЬТАТ САМООБРАЗОВАНИЯ: Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? • Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество). • Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования. • Апробирование новых форм, методов и приемов обучения. • Доклады, выступления. • Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей. • Разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям. • Создание комплектов педагогических разработок. • Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой проблеме (теме)… По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Этапы работы над проблемной темой Этапы Содержание Результат (материалы в папку) Диагностичес-кий 1 год Анализ затруднений, выбор темы, Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов. Обоснование выбора проблемной темы, Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи Теоретичес-кий 1 год Изучение литературы и материалов Интернета; Составление плана работы по проблемной теме, семинары и конференции; мастер-классы; посещения занятий коллег; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. План работы по проблемной теме список литературы, тезисы прочитанных статей, словарь, диагностика, анализ посещенных занятий, мастер-классов.. выступления на совещаниях… Практичес- кий 2 – 3 год отбор и практическая реализация новых методов работы, приемов, методик и т.д.; Разработка и систематизация дидактических материалов, апробация их на практике. Отслеживание процедуры текущих результатов,проведение диагностики Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Диагностический материал (анкеты, тесты…, анализ проведенной диагностики) Система вопросов и заданий, дидактический материал Разработки занятий, выступления на заседании пед. совета Обобщаю-щий 4 год Подведение итогов. Создание авторской программы, открытые уроки и мероприятия; Оформление результатов работы по теме. . Методические рекомендации по теме Сборники конспектов занятий, пособий, разработки открытых мероприятий Выступления на заседании педагогического совета, конференциях различного уровня, публикации Внедренчес-кий Использование опыта в дальнейшей работе, пропаганда и распространение опыта.
Категория: Методический Вестник | Добавил: Sony (20.01.2014)
Просмотров: 2928 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт
  • Polonizacja
  • Сценарии
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016
    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Рейтинг@Mail.ru